Кому пришла в голову идея пригласить в Москву
сборную Бразилии? Как шли переговоры? Об этом корреспонденту "СЭ"
рассказал коммерческий директор РФС Петр Макаренко. Наш разговор состоялся
в перерыве между двумя его совещаниями с администраторами бразильской
сборной - работа над уточнением технических деталей пребывания чемпионов
мира в России не прекращается ни на минуту.
- Только что решили вопрос с визами для двух вратарей, которые должны
заменить травмированных Диду из "Милана" и Сезара из "Интера".
Все было настолько срочно, что мы даже предложили бразильцам: вы же все
равно забьете столько, сколько захотите, так играйте вообще без вратаря.
- Коммерческий директор был явно рад возможности немного отвлечься от
официоза. - Но они почему-то не согласились.
- Кому в голову
пришла идея провести этот матч?
- В календаре есть так называемые "окна", предусмотренные для
организации товарищеских и коммерческих матчей сборных. 1 марта - как
раз такое "окно". И в конце октября прошлого года компания Nike
обратилась к нам с вопросом, готовы ли мы в этот срок провести коммерческую
игру со сборной Бразилии. Nike - технический спонсор обеих сборных, и
ей такой матч очень интересен. Тем более что обе команды впервые выйдут
на поле в своей новой форме.
- А чем коммерческий матч отличается от
обычного товарищеского?
- В общем-то любой матч сборных в той или иной степени коммерческий. И
этот планировался не просто как футбольное мероприятие, но и как бизнес-проект,
интересный для многих сторон - и Nike, и Бразильской конфедерации футбола,
и РФС.
- РФС тоже заработает на этой игре? А ведь
в СМИ только и обсуждается сумма, которая будет заплачена нашей стороной
бразильцам - то ли миллион долларов, то ли полтора миллиона?
- Наш контракт с бразильцами взаимовыгоден, просто доходы сторон значительно
отличаются, чего мы, собственно, и не скрываем. Полагаю, такое неравное
распределение прибылей - вещь нормальная: речь-то идет о встрече с лучшей
командой мира.
- РФС сразу согласился на предложение Nike?
- Да, ведь такой матч отлично вписывается в концепцию нового руководства
РФС ориентироваться на встречи сборной с максимально сильными соперниками.
Смотрите, с кем мы договариваемся в последнее время: с Германией, Италией,
Испанией. Бразилия логично вписывается в этот ряд.
- И как долго шли переговоры?
- Около двух месяцев. Ведь обсуждался достаточно сложный контракт, в котором
оговорено множество различных моментов. Приведу такой пример: у бразильцев
один из спонсоров - пивоваренная компания "Амбер", а нашей сборной
помогает "Старый мельник". Пришлось долго договариваться с обеими
фирмами о присутствии в рекламе матча их прямого конкурента. И подобных
проблем было немало. Но главные пункты - о разделе доходов от телевизионных
прав, рекламы, спонсорских контрактов, продажи билетов - решили достаточно
быстро. Бразильцы, повторю, получили значительно больше, но в ходе переговоров
мы убедились, что они имели и очевидный спортивный интерес к московскому
матчу. А то бы выбрали другого партнера - ведь количество предложений
на 1 марта исчислялось у чемпионов мира двумя-тремя десятками команд.
- Бразильцы выдвигали какие-то особые условия?
- Ничего сверхъестественного они не хотели. Это были обычные коммерческие
переговоры - разве что долгие и сложные из-за множества привходящих моментов,
причем связанных не только с финансами. Так, серьезная проблема возникла
с оформлением виз. Футболисты должны были либо лететь в Бразилию, что
при их напряженном графике невозможно, либо проходить долгую процедуру
в консульствах тех стран, где они играют. Вы можете представить себе,
чтобы Роналдо тратил время на толкотню в мадридском консульстве, а Роналдинью
- в барселонском? Вот и я не могу. А без их личного участия вопрос решался
не так просто.
- Качество поля, минимальная температура
воздуха, условия приема в контракте оговорены? Есть обстоятельства, которые
могут помешать проведению матча?
- Все требования бразильской стороны по этим вопросам не выходят за пределы
регламентов ФИФА. Чемпионы мира будут жить там же, где останавливались
в Москве другие топ-команды, - в "Балчуг-Кемпински". И не только
из-за того, что это отель высокого класса, но и потому что в нем отлично
знают, как принимать спортивные делегации. Количество транспорта, затребованного
нашими гостями, тоже не выходит за рамки обычного. Что же касается поля,
то администраторы бразильской сборной специально приезжали в Москву в
конце ноября, когда температурные условия у нас сравнимы с началом марта,
и остались довольны качеством газона на стадионе "Локомотив".
Единственное, чего мы не в состоянии обеспечить, - это погода. Прогнозы
на 1 марта в течение последнего месяца колебались от минус 1 градуса до
минус 18, сейчас обещают примерно минус 6. Но в любом случае ни другой
погоды, ни другого поля у нас нет. Бразильцы просили, чтобы оно обязательно
было с подогревом, - это требование выполнено.
- Существует возможность отмены матча из-за
резкого похолодания?
- Здесь все опять же оговорено регламентом ФИФА. Но даже он лишь не рекомендует
проводить матчи при определенной температуре, оставляя окончательное решение
на усмотрение играющих команд и судьи. Могу сказать, что, если мороз не
превысит в среду вечером десяти градусов (что и обещают синоптики), вопрос
об отмене игры не встанет.
- А если температура опустится, скажем,
ниже минус 15?
- Все решат судьи, как и записано в регламенте. Но, думаю, и в этом случае
будем играть. Не забывайте, что почти все футболисты сборной Бразилии
выступают в Европе и прекрасно знают, что такое снег и мороз. В Лондоне,
например, бразильцы из "Барселоны" только что играли против
"Челси" при +1, но этот насквозь промозглый британский градус
тепла переносится гораздо хуже наших шести градусов мороза. Могу сказать,
что администраторы бразильской сборной в Москве уже третий день, и никаких
сомнений у них не возникло. Ни по одному вопросу, включая поле и температуру.
- Состав чемпионов мира оговаривался в контракте?
- Да, причем пофамильно. Изменения возможны только в случае травм. Да,
собственно, бразильцы и сами заинтересованы сыграть в оптимальном составе
- ведь в ближайшие три месяца контрольных игр у них больше не будет.
- Программа пребывания бразильцев в Москве
согласована?
- Да, и ничего особенного в ней не будет. Чемпионы мира прибыли в понедельник
поздно вечером из Франкфурта. Поскольку в Германию они тоже прилетали
из разных мест, была настоятельная просьба доставить команду в гостиницу
как можно быстрее. Поэтому мы постарались встретить бразильцев так, чтобы
ни журналисты, ни болельщики не докучали им после долгой дороги. Во вторник
- тренировка и пресс-конференция, в среду - игра, а в четверг утром бразильцы
покинут Москву. Никаких особых мероприятий в эти два дня не намечено.
- Но по Москве-то гости наверняка захотят
прогуляться. Охрана будет усиленной?
- Нет, обычной, предусмотренной для встречи всех топ-команд. Никаких дополнительных
запросов от бразильской стороны на этот счет не было.
- Для РФС коммерческая составляющая матча
играла большую роль?
- Главное для нас - чтобы наши болельщики увидели лучших в мире футболистов,
а сборная России имела возможность проверить себя в матче с самым сильным
спарринг-партнером. Хотя все здесь взаимосвязано - болельщицкий интерес
и качество игры впрямую влияют на спонсоров и рекламодателей. Могу вот
рассказать, что недавно нам поступило предложение от сборной Уругвая -
мы, мол, двукратные чемпионы мира, заплатите нам энную сумму, обеспечьте
перелеты первым классом, сделайте еще то-то и то-то - всего пунктов тридцать,
- и мы готовы сыграть с вами товарищеский матч. Вот в этом случае переговоры
даже не начались. У нас ведь тоже было много вариантов на 1 марта, и некоторые
из них, может быть, принесли бы большую финансовую выгоду. Но разве по
футбольной составляющей и по интересу болельщиков что-то сравнится с матчем
против бразильцев?
- Да
уж, интерес к матчу предвидится ажиотажный. Как в связи с этим будут распространяться
билеты?
- Южная трибуна, как уже писала ваша
газета, будет предоставлена организованному фан-движению. Еще какая-то
небольшая часть билетов ушла на выполнение договорных обязательств РФС,
а остальные поступили в открытую продажу в кассах стадиона "Локомотив"
с 27 февраля. Минимальная цена на них - 500 рублей (для организованного
фан-движения - 400), максимальная - 30 000.
- Какой
результат будет 1 марта оптимальным с коммерческой точки зрения?
- 3:3.
|